Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?

(460 слов) Многие иностранцы подтрунивают над нами: «Мол, русские любят страдать, у них даже лавочек в церкви нету!». Отчасти они правы: культ мучений свойственен нашей литературе. Отечественные мыслители утверждали, что испытания очищают душу. Однако, по моему мнению, это всего лишь самоутешение, ведь горе не «чистит», а ломает человека, деформируя его психику. Убедиться в этом позволяет анализ классических произведений, посвящённых этой теме.

Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор описал чету Мармеладовых во всех подробностях. Посмотрим, кого из членов этой семьи страдание очистило? Катерина Ивановна пережила многое: побег из богатого дома в нищету, побои и лудоманию мужа, унизительный брак по расчету, пьянство нового супруга и смертельную болезнь. Но пороки этой женщины никуда не делись. При любом удобном случае она хвастала своим происхождением и унижала собеседника. Племянницу она и вовсе толкнула на панель, а потом и жила за ее счет. В финале она сошла с ума окончательно, ведь горе все эти годы лишь усугубляло ее недостатки и формировало душевную болезнь. Не хуже пример самого Мармеладова: непосильный груз содержания многодетной семьи и надменной супруги так навредил ему, что он запил и уже не смог оправиться. Его бездействие обрекло Соню на бесчестье. Ее страдания не озлобили, но и не изменили. Она как была чистой и кроткой, так и осталась. Автор не раз подчеркивал, что позорная работа не коснулась своим влиянием души девушки. Поэтому вывод из романа можно сделать один: горе не очищает, а ломает человека. В лучшем случае он держится и не меняется, но в худшем — его ожидает полная деградация.

Не менее абсурдно говорить об очистительной силе страдания, читая повесть М. Горького «Детство». Ребенку пришлось жить в семье, которую сегодня без проволочек лишили бы родительских прав. Алешу оскорбляли, били с садистской жестокостью, заставляли работать с малых лет. Дед за малейшую провинность так избил внука, что тот не мог неделями встать с постели. При этом все Каширины страдали, но почему-то никто не очистился. Самый главный домашний тиран, Василий Васильевич Каширин, признавался, что за свою жизнь пережил немало горя. Из этого он сделал вывод: полезно бить детей, чтобы они не расслаблялись и были ко всему готовы. Увы, о какой-то нравственной высоте героя говорить не приходится. Его дети выросли такими же беспринципными подлецами, державшими семьи в страхе. Один из них даже убил жену. Да и сам Алеша не раз ловил себя на мысли, что из своего негативного опыта вынес не самые хорошие жизненные уроки. Это позволяет нам подвергнуть сомнению тезис о том, что мучения кого-то там очищают. Они делают людей еще хуже — вот это факт.

Подведём итоги: многие писатели говорили об очистительной силе страдания потому, что эти рассуждения помогали им самим мириться с бесконечными муками и находить им хоть какое-то объяснение. Но их же произведения доказывают, что никакой пользы личности муки не приносят. Напротив, уверенно можно сказать о том, что горе вредит людям и ожесточает их сердца.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *