Итоговое сочинение по пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Сочинение по «Грозе» в формате итогового сочинения может написать каждый, ведь произведение действительно вдохновляющее. Даже в наши дни затронутые проблемы актуальны и значимы. Вот три варианта для примера. Приятного просвещения!

Проблема семейных ценностей

(370 слов) Семейные ценности — это моральная основа нашей жизни. Однако мы часто сталкиваемся с ложным пониманием этой основы. Некоторые люди думают, что строгий контроль порождает порядок, а тирания хозяина дома — это нормальное явление. Однако такое искаженное восприятие нравственных устоев ведет к их полной девальвации. Подтверждение этому мы находим в пьесе «Гроза«.

Например, Кабаниха постоянно демонстрирует своё превосходство над сыном Тихоном, используя родительский авторитет для подавления его воли. Она воспитывает его в духе безусловного повиновения и не даёт ему возможности проявить себя как самостоятельную личность. Это ведёт к его слабохарактерности и зависимости от матери. Катерина, жена Тихона, оказывается под двойным давлением — с одной стороны, она должна подчиняться мужу, а с другой стороны, — его матери, что создаёт для неё невыносимую психологическую атмосферу. Семейные «ценности», на которых настаивает Кабаниха, лишают Катерину свободы и права на собственное счастье. Её жизнь в доме Кабановых становится тяжёлым испытанием, что в конечном итоге приводит её к трагическому решению покончить с собой. В данном случае патриархальные устои купеческой среды, гипертрофированные и искаженные самодурами, разрушают, а не укрепляют институт семьи и брака, что противоречит традиционным ценностям.

Неправильное истолкование моральных основ семейной жизни ведет и к другим трагическим последствиям. Сестра Тихона, Варвара, как и Катерина, страдает от давления матери, но её реакция на ложные ценности семьи выражается в бунте и хитрости. Она не верит в традиционные нормы, навязанные Кабанихой, и старается жить по своим правилам. Варвара понимает, что если она подчинится, то потеряет свою свободу и возможность на личное счастье, поэтому её действия — это скрытый протест против психологического насилия в семье. Единственный выход для героини — побег из дома и полный разрыв отношений с матерью. В этом примере демонстрируется следствие извращенного понимания семейных ценностей: тотальный контроль вынуждает людей жить двойной жизнью, но долго это продолжаться не может. Рано или поздно они выбирают себя и избавляются от давящего окружения, опять же разрушая родственные узы.

Таким образом, семейные ценности в доме Кабановых, вместо того чтобы объединять и поддерживать членов семьи, становятся инструментом угнетения и психологического насилия. Ложные патриархальные устои не только разрушают личность, но и приводят к трагическим последствиям, как в случае с Катериной. Они же ведут к полному уничтожению доверительных и близких взаимоотношений Кабановых. Это заставляет нас задуматься о том, что моральные основы не должны искажаться нашим желанием доминировать и подчинять всех своей воле.

Проблема равнодушия

(441 слово) Равнодушие — это проблема, потому что оно разрушает саму суть человеческих отношений и обесценивает жизнь других людей. Когда мы становимся безразличными, мы закрываем глаза на чужие страдания, теряя способность к сопереживанию и ответственности. Безучастность порождает бездействие, и там, где могло быть проявлено участие и помощь, возникает пустота, которая может привести к серьёзным последствиям — от внутренней изоляции до социальных трагедий. Оно позволяет несправедливости и боли существовать рядом, создавая мир, в котором проблемы других остаются невидимыми, а человеческое тепло заменяется холодным безразличием. Именно такую безрадостную картину мы видим в пьесе А.Н. Островского «Гроза«.

Например, равнодушие Бориса к страданиям Катерины в критический момент её жизни — это не просто проявление его личной слабости, но и отражение социального равнодушия. В его поступке видно, что социальные нормы и страх перед мнением окружающих для него важнее человеческих чувств и жизни другой личности. Борис ставит своё благополучие и будущее выше судьбы Катерины. В конечном счёте, его бездействие и отказ помочь приводят Катерину к полному отчаянию, и она решает покончить с собой, не видя другого выхода из ситуации. Поступок Бориса — это не просто личная драма двух людей, а символ равнодушия всего общества к страданиям человека. В «Грозе» окружение Катерины — строгое, консервативное и патриархальное. В купеческой среде личные чувства и свобода человека не имеют значения. Равнодушие — как Бориса, так и других персонажей — к внутренней борьбе и страданиям Катерины показывает, насколько общество того времени и сословия было закрыто для сочувствия и поддержки. Это явление привело к роковым последствиям — уходу Катерины из жизни.

Другой аспект той же проблемы — это безразличие в семье. Равнодушие Тихона к страданиям жены не просто подрывает их отношения, оно разрушает личность Катерины. Катерина, оставшись без поддержки, оказывается в моральной и эмоциональной изоляции. Тихон, как её муж, мог бы смягчить давление матери и дать супруге возможность проявить себя, но его безразличие лишает Катерину опоры. В конечном счёте, это равнодушие становится одним из факторов, толкнувших её к самоубийству. Катерина, не видя выхода из своей ситуации и чувствуя себя покинутой даже собственным мужем, решает, что смерть — единственный путь к свободе. В «Грозе» безучастность Тихона символизирует более широкую проблему равнодушия в семье, где женщины, как Катерина, находятся под постоянным давлением патриархальных устоев. Этот социальный уклад подавляет личные чувства и ставит общественные нормы выше человеческих жизней. Равнодушие мужчин к судьбе жен усиливает эту несправедливость, поскольку они, вместо защиты и поддержки, позволяют женщинам оставаться в роли жертв.

Трагический финал пьесы показывает, насколько опасно отсутствие сочувствия и решимости вмешаться, когда речь идёт о психологическом насилии. Пассивность героев и их неспособность защитить жертву прессинга приводят к разрушению её внутреннего мира и, в конечном итоге, к её гибели. Островский показывает, что безразличие может быть не менее разрушительным, чем открытая агрессия, поскольку оно поддерживает несправедливость и позволяет ей продолжаться.

Почему жестокость разрушительна?

(432 слова) Жестокость разрушительна, потому что она не только причиняет физическую или эмоциональную боль, но и подрывает доверие, изолирует людей и разрушает их внутренний мир. Она оставляет глубокие раны, которые могут долго не заживать, превращая пострадавших в жертв, лишённых ощущения безопасности и уверенности в окружающих. Это явление разрушает связи между нами, создаёт атмосферу страха и ненависти, в которой невозможно развивать искренние отношения. В конечном итоге, жестокость разрушает не только тех, против кого направлена, но и тех, кто её проявляет, деформируя их способность к состраданию и человеческой близости. Это доказывают многочисленные примеры из литературы, навеянные самой жизнью.

Проблема жестокости затрагивается на страницах пьесы А.Н. Островского «Гроза». Это явление становится невидимой клеткой, которая ломает человеческие души, лишая их свободы и радости. Кабаниха, практикуя психологическое насилие, превращает дом в тюрьму для Катерины, где каждое её слово и действие — словно удары по её внутреннему миру. Под гнётом жестоких традиций и унижений Катерина теряет волю к жизни, её стремление к свободе оказывается подавленным, и она выбирает смерть как единственный выход. Накануне рокового шага героиня пережила сильнейшее унижение. Тихон под давлением матери избил ее за измену. Сам он не хотел этого делать, но был вынужден уступить настояниям Марфы Игнатьевны — настоящей хозяйки дома. Кабаниха разрушила их семью и подвергла невестку ужасному испытанию. Катерина так и не смогла восстановить душевную гармонию после пережитого. Жестокость в пьесе сеет лишь пустоту, в которой нет места ни счастью, ни будущему.

Жестокость Дикого в «Грозе» Островского также разрушительна не только для окружающих, но и для него самого, потому что она опустошает его внутреннюю жизнь, лишая искренних и глубоких чувств. Дикой, тиран в отношениях с работниками и семьёй, действует через страх и подавление, создавая вокруг себя атмосферу отчуждения и недоверия. Его жестокость становится барьером, через который никто не может пробиться с подлинной привязанностью или уважением. В результате Дикой остаётся в эмоциональной изоляции — его богатство и власть лишены смысла, так как они не могут заполнить пустоту, образованную отсутствием любви и человеческой близости. Он сам жалуется Кабанихе, что во всем городе лишь она может его понять. Дома и в конторе герой не находит поддержки, потому что сам всех от себя отталкивает. Его жестокость, по сути, разрушает и его самого, превращая жизнь в цепь холодных и формальных отношений, где нет места настоящей радости.

Таким образом, жестокость уничтожает тесные эмоциональные узы между людьми и делает мир опасным местом, где можно ожидать лишь удара или подвоха. Она вредит и тому, кто ее проявляет, потому что лишает агрессора возможности выстроить устойчивые и равноценные социальные связи с окружением. Того, кто проявляет злость и гнев, окружающие не уважают, не любят, а боятся и терпят. Данное явление опасно и для социальных, и для личных связей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *