526. Что объединяет нас в одно поколение?
Как правило, представители одного поколения черпают знания и представления о жизни из одного культурного пласта, соответствующего их социальной реальности. Эта парадигма мышления, единая для всех, и становится тем клеем, который скрепляет людей из одной возрастной группы воедино. Чтобы понять, что конкретно объединяет нас, нужно проанализировать книги нашего времени.
В качестве примера рассмотрим антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой живет в обществе, обреченном на деградацию. Все жители нового мира увязли в телеэкранах, где для них выступали виртуальные родственники, любимые, друзья. Однообразное и низкопробное содержание бесконечных передач сделало людей глупыми, ведомыми и слабыми. Они больше не могли любить, дружить, держаться друг за друга, поэтому Гая выдала властям собственная жена. Чудовищная разобщенность сделала их врагами, и этой толпой было очень легко управлять. Почему женщины и мужчины стали такими? В их стране запретили книги, а ведь именно в них сохраняется весь опыт прошлых поколений. Лишенные истории, люди потеряли свое настоящее и будущее, ведь эволюция обратилась вспять: вместо движения вперед появилась деградация. Какие мировоззренческие позиции можно извлечь из этой книги? Наше поколение очень ценит свободу слова и мысли. Мы находим в литературе обоснование этой ценности: лучшее будущее, которого все так ждут, никогда не наступит в таких условиях. Люди должны иметь доступ к мировой сокровищнице культуры, чтобы учиться думать и сопереживать, чувствовать и рефлексировать. Эти ценности объединяют нас и заставляют проявлять гражданскую активность.
Не менее интересный пример представляет собой рассказ А.П. Чехова «Невеста». Он учит нас тому, что человек может обогатить свой внутренний мир, если начнет развивать свой ум и учиться новому. Например, главная героиня рассказа Чехова «Невеста» должна была выйти замуж за праздного и пустого человека, который не хотел заниматься самосовершенствованием. Ее ждала тусклая и рутинная жизнь в захолустье, где у нее не было ни занятий, ни целей. Но Надежда смутно понимала, что ей претит такое будущее. Беседа со студентом Сашей, который вдохновенно рассказывал о своей учебе, мотивировала героиню рискнуть и разорвать помолвку, а затем отправиться в столицу — учиться. Она сбежала из дома, но вскоре получила прощение матери и бабушки. Они смогли принять ее выбор. Сама же она устроилась в учебном заведении и открыла для себя источники мудрости. В большом городе Надежда смогла реализовать свой потенциал и обогатить свой внутренний мир новым опытом, новыми достижениями и открытиями. Мы тоже грезим об этом, и эти мечты объединяют нас в одно поколение.
Таким образом, мы образуем одно поколение, так как имеем одни и те же мировоззренческие позиции. Мы черпаем их из современных и классических книг, которые наиболее актуальны и востребованы в наши дни. Именно единый культурный фон становится почвой для консолидации наших умов и сердец.