«Повесть о Петре и Февронии Муромских» читательский дневник кратко
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма – одно из ключевых произведений древнерусской литературы. Написанная священником одного из псковских монастырей, предположительно, в XVI веке, она сочетает в себе черты канонического жития святого, волшебной сказки и повести как нового жанра, сформировавшегося в тот период. До наших дней дошло около 150 списков повести во множестве вариантов. Но одно остаётся неизменным – всепоглощающая и всепобеждающая сила любви, воспетая автором в истории двух князей. Многомудрый Литрекон составил читательский дневник по этому произведению. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Это произведение обычно проходится в 7 классе в основном курсе по литературе:
- Полное название: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
- Автор: Ермолай Еразм
- Дата создания: 16 век
- Жанр: повесть
- Главная мысль: любовь в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских» предстаёт в качестве непобедимой животворящей силы, способной противостоять любым жизненным трудностям, невзгодам и даже самой смерти, не способной разлучить два любящих сердца.
- Новые для меня слова: почиет (спит), ибо (потому что), бдение (бодрствование), сноха (жена брата), лукавый (хитрый), струпья (корки на коже).
Кратчайшее содержание
В истории тесно переплетаются темы искренней любви и греховного влечения, блуда. Повесть начинается с того, что к жене князя Муромского Павла прилетает на блуд змий «в естестве человеческом, зело прекрасном». Блудник в порыве страсти сообщает снохе Петра, как к нему придет смерть. Как и было предсказано, он умирает от рук Петра, брата князя Павла, но это убийство не проходит для него без следа – Пётр заболевает, его тело покрывается струпьями, и недуг грозит свести его в могилу.
В поисках излечения Пётр знакомится с Февронией, юной дочерью древолаза. Её образ стал не только воплощением красоты в повести, но и олицетворением мудрости. Она обещает вылечить струпья Петра, если он согласится взять её в жёны. В этой части повести происходит троекратный повтор события, так характерный для сказочного повествования: Пётр трижды нарушает обещание и трижды болезнь к нему возвращается, несмотря на лечение.
Любовь Февронии мягкая, тихая, искренняя – ей чужды греховная сжигающая страсть и неконтролируемое влечение. Мудрость и добродушие девушки обращает её любовь в животворящую силу, способную излечить недуги и противостоять любым жизненным испытаниям. Она становится княгиней и верно и честно правит в Муроме со своим мужем, несмотря на недовольство его приближённых и бояр. Строптивые вельможи ставят Петра перед выбором: либо власть, либо любовь. Петр уходит в изгнание вместе с возлюбленной, но потом народ Мурома сам просит их вернуться. После длительной совместной жизни Петр и Февронья приняли монашеский постриг и удалились на покой. Бог почтил их любовь, дав им возможность умереть в один день.
Чудесная сила любви проявляется в повести и в посмертном чуде – Пётр и Феврония умирают в один день, завещав похоронить их в едином гробу. Сколько бы ни пытались люди нарушить этот завет при погребении тел, они всякий раз воссоединялись и оказывались в одном гробу. Так, непобедимая сила любви проявилась даже после смерти героев, не позволяя их разлучить.
Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои
Главные герои повести о Петре и Февронье представлены в списке:
- Февронья, главная героиня «Повести о Петре и Февронье», изображена как олицетворение мудрости, доброты и благочестия. Она происходит из простой крестьянской семьи, но выделяется своей необычайной мудростью и духовной чистотой. Февронья обладает целительными способностями и помогает князю Петру излечиться от недуга. Она демонстрирует стойкость и терпение, когда сталкивается с испытаниями и недоверием окружающих. Своей преданностью и любовью к Петру Февронья показывает истинное величие души, что делает её примером христианских добродетелей и идеалом женственности в русской литературе.
- Петр, главный герой «Повести о Петре и Февронье», изображен как благородный и справедливый князь, который, несмотря на свое высокое положение, обладает человечностью и готовностью искать помощи у простых людей. Заболев тяжелым недугом, Петр обращается к Февронье за исцелением и, излечившись, трижды нарушает данное обещание. После новых приступов болезни он все-таки берет её в жены, несмотря на социальное неравенство и противостояние бояр. Он демонстрирует верность, стойко преодолевая испытания вместе с Февроньей. Петр олицетворяет идеал правителя, который ценит добродетель и истинную любовь выше общественных предрассудков и материальных благ.
План книги
Пересказать книгу проще всего по плану:
- Змей-искуситель поселился в тереме брата Петра, но проговорился, как его убить.
- Только Петр с Агриковым мечом может победить Змея. Петр находит меч в монастыре.
- В схватке со Змеем Петр побеждает, но кровь нечистого попадает на его кожу, князь заболевает и ищет спасения у целителей, но тщетно.
- Петр находит дом мудрой девушки Февроньи: она обещает исцелить его, если он женится на ней.
- Петр трижды нарушает обещание жениться, все эти разы болезнь возвращается. князь вынужден вступить в брак, несмотря на неодобрение бояр.
- Бояре недолюбливают Февронью и вынуждают ее уйти. Вместе с ней уходит и Петр.
- Народ просит Петра вернуться, так как в городе после его ухода началась война за власть.
- Петр и Февронья долго и благочестиво правят городом, а потом принимают постриг в монастырях и проживают там до старости.
- Герои договариваются и умирают в один день. Их тела должны были похоронить вместе, однако люди ослушались их последней воли. Но все их попытки ни к чему не привели: тела все равно оказывались вместе, даже если хоронили их отдельно.
Чему учит?
«Повесть о Петре и Февронье Муромских» заставляет задуматься о многих важных жизненных аспектах, таких как истинная любовь, верность и моральные ценности. История подчеркивает, что подлинное счастье и гармония достигаются через взаимное уважение и поддержание духовных идеалов, независимо от социального статуса и материального богатства.
Сюжет также акцентирует внимание на важности держать свое слово и быть готовым преодолевать трудности ради тех, кого любишь. Кроме того, повесть показывает, что подлинное величие человека заключается не в его происхождении или положении, а в его поступках, честности и чистоте души. Через испытания и трудности Петр и Февронья доказывают, что любовь и добродетель являются самыми ценными качествами, которые способны преодолеть любые преграды.
Вот более подробное перечисление моральных аспектов повести.
Отзыв
Мое мнение о «Повести о Петре и Февронье Муромских» состоит в том, что книга интересная и достойная внимания. Герои неоднозначны и сложны, их поступки не всегда идеальны, зато их история от этого только выигрывает: к гармонии в семейной жизни они идут через трудности и работу над собой.
Мое отношение к героям отличается от авторского. Например, мне кажется странным ультиматум Февроньи. Фактически она принудила князя к женитьбе, не оставила ему выбора. Я даже понимаю Петра, который этому противился и пробовал обмануть героиню. Даже его последующее поведение отдает холодностью и безразличием к жене: когда бояре требуют его развода, он лишь посылает их к супруге и просит узнать, что она скажет. Ему как будто все равно. Зато Февронья вновь проявляет властность: требует «отдать» ей Петра с собой, как будто речь идет о предмете гардероба, у которого нет своего мнения. Даже когда на Февронью попутчик посмотрел с вожделением, не Петр заступился за нее, она сама разобралась. Довольно странно автор пишет о любви, но таков его взгляд на это чувство. Возможно, такое сочетание темпераментов и способностей и вправду было самым гармоничным. Петр не отличается инициативностью и мудростью, он во всем полагается на жену и ее мнение. Зато Февронье не хватает именно такого мужа — немного пассивного, всегда готового прислушаться и послушаться. Ей нужна опора, но в то же время свобода действий, возможность проявить себя и свой ум.
Как бы там ни было, книга полезна тем, что в ней поднимаются интересные темы и проблемы, над которыми стоит подумать во все времена.