Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь был одним из выдающихся русских писателей, драматургов, критиков. Одним из главных произведений Гоголя является пьеса «Женитьба». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Женитьба» по плану ниже.
Содержание:
История создания
Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок : “Совершенно невероятное событие в двух действиях”. Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. Кликбейт сработал: произведение стало популярным еще при жизни автора.
Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833 году. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835 году появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу на пьесой. Её писатель возобновил лишь в 1836 году. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842 году. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.
Жанр, направление
Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.
Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.
Смысл названия
Название произведения «Женитьба» несёт в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.
Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.
Композиция
Комедия «Женитьба» имеет довольно гармоничную структуру. Произведение построено по четкому плану. Николай Васильевич придерживался принципа единства ситуации, вокруг которой и происходили события. Действие происходит вокруг женитьбы и соперничества женихов. Также комедию пронизывает мотив страха перед какими-либо изменениями.
Пьеса состоит из двух действий. В первом действии 21 явление, а во втором 25.
Можно заметить, что композиция произведения «Женитьба» является кольцевой. Началу и финалу произведения присущи одни и те же элементы. По мнению автора, именно закольцованность способна в полной мере отразить русскую действительность.
Суть
Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.
Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.
Читатель замечает, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично.
Главные герои и их характеристика
Можно заметить, что система персонажей произведения «Женитьба» построена по принципу парных образов. Так, в качестве первой пары выступают Подколесин и Агафья. Они имеют схожие цели в жизни и даже похожи между собой своей нерешительностью. Вторую пару представляют Фекла и Кочкарев. Герой, в отличие от свахи, не понимал, для чего он занимается женитьбой товарища. Видимо, ему было обидно, что он один мучается в браке. Третья пара представлена в образах Подколесина и Кочкарева. Это герои-антиподы: Кочкарев активный и целеустремленный, а Подколесин пассивен и нерешителен.
- В образе Подколесина писатель продемонстрировал человека, который любит больше говорить, чем действовать. Именно этот персонаж олицетворяет всю сложившуюся в 1930-х годах бюрократическую систему. Он нерешителен и труслив. Главная его черта — боязнь всего нового. Он уверен, например, в том, что новое зеркало покажет его хуже, чем старое. Герой отличается алчностью, ведь в невесте его больше всего интересует приданое.
- Кочкарев бесцельно и бесполезно тратит собственную энергию. Он не может осознать мотив своего желания женить товарища. Однако он готов пойти на многое, чтобы реализовать свою цель. Он активен, находчив, изворотлив и хитер. Он легко обманывает окружающих и манипулирует ими. Герой беспринципен и эгоистичен. Ради своих прихотей он отгоняет женихов от Агафьи и мешает девушке устроить свою судьбу.
- В образе Агафьи изображена богатая невеста, которой очень непросто найти подходящего мужа. Ей уже почти 27, да и внешность у нее незавидная. Но за купеческой дочерью дают щедрое приданое, и это обстоятельство собирает вокруг Агафьи несколько женихов. Но тщеславной героине нужен только дворянин. Она оценивает женихов только по внешности и знатности, что говорит о ее глупости.
Темы
Тематика пьесы «Женитьба» представлена в списке:
- Свадебные традиции и обычаи. Автор высмеивает сватовство, которое превращает брак в торговую сделку. Очередь из женихов, которые пришли только за приданым, смотрится комично.
- Общественные предрассудки. Агафья хочет заполучить в мужья только дворянина, потому что это сословие считалось наиболее благородным. Девушка не видела за статусом людей и слишком большое значение придавала знатности.
- Дружба. Кочкарев пытается помочь другу и не замечает, как его вмешательство становится неуместным и бестактным. Он фактически заставляет Подколесина жениться, хотя тому Агафья явно не подошла.
Проблемы
Проблематика пьесы «Женитьба», как и тематика, может быть дополнена. Если нужно ее расширить, напишите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все сделает.
- Страх перемен. Подколесин настолько боится всего нового, что ничего не может сделать. Он постоянно колеблется и страшится, медлит и робеет, поэтому ничего не добивается и даже не может понять, что ему нужно. Хлопоты семейной жизни пугают его, и он отказывается от счастья и денег, лишь бы ничего не делать и не брать на себя ответственность. Постоянно меняя свое решение, он ставит всех людей в неловкое положение.
- Алчность. Почти все герои считают брак выгодной сделкой и не видят надобности в любви. Поэтому свадьба становится фарсом.
- Лживость и лицемерие. Кочкарев организует свадьбу друга, обманывая и невесту, и женихов, и сваху. Поэтому из его усилий ничего не вышло. Неправильно выбранные средства исказили цель.
Основная идея
Смысл пьесы «Женитьба» — высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве лишь удовлетворение своих пороков. Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств.
В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Главная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что жениться нужно по любви, а не ради выгоды. Ведь брак, основанный на корыстных побуждениях, никогда не принесёт счастья. Пример тому — семейная жизнь Кочкарева. Он винит сваху в том, что она его женила. Видимо, друг Подколесина тоже заключил брак только ради денег, а теперь мучается. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно.
Художественное своеобразие
Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.
Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.
Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.
Критика
Обратимся к критике пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». Многие обозреватели осуждали произведение за то, что оно было лишено глубины и причинно-следственных связей.
«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия…» (газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 г., № 279)
Далеко не все критики признавали произведение комедией, потому что им не хватило юмора:
…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…» (критик, цензор А. В. Никитенко)
Также рецензенты отметили, что сюжет слишком уж невероятный и далекий от действительности. Художественная условность свела на нет весь комический эффект.
Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. <…> журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 г. XXIV, «Театральная хроника»)
Но есть и более положительные отклики:
…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный!.. <…> О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых! (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)
Знаменитый критик Белинский отметил, что критики сами оторваны от действительности, ведь почему-то не замечают, как часто люди заключают брак по расчету и попадают в ситуацию, описанную Гоголем.
Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство!..» (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843)
Автор: Виктория Комарова