Сочинение: Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?

(449 слов) Вопреки распространенному мнению, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин хоть и придумал понятие «эзопов язык», но никогда не доносил до читателя информацию в завуалированной от цензора форме. Писатель называл подобный подход «рабьей манерой», занимался бескомпромиссной сатирой. Автор писал на злобу дня, раскрывал социальные проблемы: кризис власти, незащищенность простого народа, бесправное положение крестьян, нравственное разложение общества, недалекость либералов.

Например, в сатирической сказке «Богатырь» самодержавная власть – образ сильного главного героя, который спит в дупле, пока враги порабощают народ. Читатель понимает, что люди, которые управляют государством, должны защищать граждан от угроз, а не бездействовать. В сказках «Бедный волк», «Ворон-челобитчик», «Самоотверженный заяц» автор изобличает властного человека, описывает его: «волк менее всего доступен великодушию»; «пренесчастнейший»; «проклятый»; «душегуб». Такие люди государственного аппарата вызывают отвращение. В них много жестокости и совсем нет человечности. Герои считают: «а ежели ты червь, так и живи, как червю жить подобает»; «кто одолеет, тот и прав». В социальной несправедливости виноваты не только люди. Писатель подчеркивает неэффективность и неповоротливость системы в сказках «Игрушечного дела людишки», «Медведь на воеводстве», «Праздный разговор». В мире бюрократической машины нет понятия личности. Прокурор из произведения «Недреманное око» оправдывает преступления членов высшего класса. Главный герой объясняет: «авторитеты»; «принцип собственности»; «не хищники, а собственники». В сказке «Орел-меценат» птица безуспешно пытается устроить «золотой век», после чего осознает, что все беды от науки. Бессмысленно заставлять людей учиться, если они не интересуются просвещением. Еще читатель понимает ужас паразитической жизни, необходимость труда для развития. Образы глупых, ленивых помещиков и чиновников М.Е. Салтыков-Щедрин раскрывает в сказках «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Кисель».

В сказках показаны не только отрицательные образы, но и положительные герои. Такие персонажи, как пискарь («Премудрый пискарь»), баран («Баран-непомнящий»), собака Трезор («Верный Трезор»), Татьяна («Древенский пожар»), Коняга («Коняга»), Иван и Федя («Путем-дорогою»), Сережа («Рождественская сказка»), Иван Бедный («Соседи) вызывают сочувствие. Бедственное положение крестьян писатель считает страшнейшим общественным пороком. Читатель осознает, что классовая несправедливость – признак отсталой цивилизации. Автор пишет: «жил – дрожал, и умирал – дрожал»; «человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи»; «терпим и холод, и голод»; «всем место есть, а нам…»; «для всех природа – мать, для него она – истязание». М.Е. Салтыков-Щедрин противится свойственной народу покорности, всеобщему страху.

Читатель чувствует, как автор обеспокоен моральным кризисом среди людей, тоже переживает за свое поколение. В сказках «Гиена», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Пропала совесть» писатель противопоставляет нравственность и бездушие, показывает общество, в котором люди не видят разницы между хорошим и плохим, считают совесть «вопиющим безобразием», «болезнью».

М.Е. Салтыков-Щедрин осуждает пустословие и бездействие. В сказках «Либерал», «Вяленая вобла», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист» высмеиваются «филозовы», которые хотят договориться с властью. Автор пишет: «с этим народом»; «но, разумеется, в пределах разумного (о свободе)»; «я всячески жить согласен». Читателю противно лицемерие в любом его проявлении.

Таким образом, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина учат быть глубоким, умным, нравственным, свободолюбивым человеком.

Автор: Евгения Васильева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *