ОГЭ по русскому языку 2019-2020: всё о нём

Русский язык – это та самая черепаха, на которой стоит древний мир ОГЭ. Но перед нами не исполинский монстр, а гипертрофированная мудрая Тортилла, которая может дать золотой ключик любому Буратино, только если чуть-чуть постараться. Поэтому будущим выпускникам не стоит затягивать с подготовкой и начать надо прямо сейчас. Прежде всего, нужно выяснить: как, когда, где и зачем будет проходить данный экзамен, как его будут оценивать, и что надо сделать, чтобы сдать на «отлично».

До 2017 года к сдаче ОГЭ допускались все учащиеся без каких-либо дополнительных испытаний. Но теперь это работает иначе. Для допуска к письменной части ОГЭ учащимся необходимо пройти Устное собеседование, которое станет обязательным для сдачи данного экзамена в 2020 году.

Как и когда проходит?

Если разобраться, то все не так уж и страшно. К ОГЭ подготовиться не сложно, так как сам экзамен проверяет ваши знания с 5 по 9 класс, и содержит соответствующие программе задания. Главное – вовремя начать подготовку!

В 2019-2020 году экзамен пройдет в два этапа:

  1. устная часть (собеседование)
  2. письменная часть

Хотя данное нововведение (устная часть) в ОГЭ вызвало немало острых дискуссий и наболевших вопросов, на самом деле перед учащимся встанет всего 4 довольно простых задачи:

  1. Прочитать выразительно текст;
  2. Пересказать прочитанное, вставив одну цитату по памяти;
  3. Построить монолог, опираясь на представленный план;
  4. Сформировать диалог на выбранную тему.

Для выпускников 9-го класса задача довольно несложная. За устную часть оценки не ставят. Вы можете получить либо «зачет», либо «незачет». Это своеобразный допуск к ОГЭ.

Даты

Даты устного экзамена Многомудрый Литрекон обозначил в разборе заданий ОГЭ 2020. Письменная часть будет проходить в 3 периода:

  1. Досрочный период:
  • основной день: последние числа апреля
  • резервный день: начало мая
  1. Основной период:
  • основной день: конец мая – начало июня
  • резервные дни: в последних числах июня
  1. Осенняя пересдача:
  • Первая и вторая пересдача: на протяжении сентября

Конкретные даты вы должны узнать в своей школе, так как по регионам могут быть расхождения.

Порядок написания

  • Начало экзамена ровно в 10:00.
  • С собой вам необходимо иметь паспорт и чёрную гелиевую ручку (обязательно черную и лучше не одну).
  • Как только вас рассадят по местам в шахматном порядке, вам выдадут комплект бланков и КИМ. Далее организаторы расскажут, что делать с загадочными бумажками.
  • На экзамен по русскому языку вам отводится 3 часа 55 минут.
  • Не забудьте, что за 15-20 минут нужно успеть перенести ответы в бланк.
  • Организаторы предупредят вас за 30 минут до окончания экзамена и за 5 минут.

Правила проведения

Ни для кого не секрет, что списывать, разговаривать, подглядывать в чужую работу запрещено. Не следует шуметь и мешать остальным учащимся. Также есть небольшой список того, что вы можете пронести в аудиторию и что проносить запрещено под страхом удаления из аудитории:

Казнить нельзя, помиловать:

  • лекарства, вода, еда (все, естественно, невскрытое);
  • особый реквизит для ребят с неполным спектром возможностей;
  • черновики, которые выдадут на самом экзамене;
  • орфографический словарь.

Вещами, которые не входят в список «можно», пользоваться во время экзамена запрещено.

Казнить, нельзя помиловать:

  • гаджеты;
  • справочные материалы, которые не входят в перечень;
  • любые другие носители данных;
  • свои черновики.

Виды и темы сочинений

Одной из самых важных частей ОГЭ является сочинение на предложенную тему, которое необходимо подать проверяющим в лучшем виде, иначе оценка будет «не вау». Судьба предоставляет вам выбор из трех (на удачу) вариантов: либо вы пишите эссе на лингвистическую тему, либо объясняете свое понимание той или иной фразы или цитаты из текста, либо философствуете над важнейшими вопросами бытия (Что такое доброта, к примеру).

Наши три кита:

  1. рассуждение-доказательство (9.1)
  2. рассуждение-объяснение (9.2)
  3. рассуждение-размышление (9.3)

Примерные темы для каждого вида сочинения:

9.1:

  • «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

  • «Пунк­ту­а­ция до­стиг­ла та­ко­го уров­ня раз­ви­тия, когда она стала вы­ра­зи­те­лем тон­чай­ших от­тен­ков смыс­ла и ин­то­на­ции, ритма и стиля».

  • «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

9.2:

  • Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек»;

  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…»;

  • Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “- А боль я должен был понимать… Этим нельзя пренебрегать…”.

9.3:

  • «Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?»

  • «Что такое внутренний мир человека?»

  • «Какого человека можно назвать добрым?»

Примеры сочинений

Для наглядного примера напишем все три вида сочинения по тексту, похожему на те, что будут представлены у вас на экзамене. В работе мы используем текст Ю. Шима, начинающийся с фразы «На первой перемене Жека». Сам отрывок из его произведения мы не публикуем, так как не хотим раздувать и без того большую статью. Если вам понадобится первоисточник, вы легко найдете его, вбив первую фразу и автора в поисковую строку.

9.1

Раскройте смысл высказывания современного лингвиста М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Приведите 2 примера из прочитанного текста.

(190 слов) Высказывание современного лингвиста М.Н. Кожиной, по моему мнению, означает, что именно речь персонажей становится их проводником в реальный мир, ведь читатель формирует в воображении образ, опираясь на то, какие слова из текста его характеризуют.

Когда мы читаем произведения, именно речевая ткань помогает нашим книжным мыслям сложиться в единую картинку и обрести целостность, которую нам дарит перо писателя. Одни персонажи вызывают у нас чувства восхищения, другие же вызывают негативные эмоции. Мы можем рассмотреть это на примерах из предложенного нам текста. Например, предложения 27 и 33, в которых содержатся реплики Лисапеты в диалоге, дают возможность нарисовать отрицательный образ девочки, показать ее недружелюбие по отношению к другим собеседникам. Она смеется над мальчиком и его чувствами и предлагает сделать это и остальным. Также она и обижает девочку, не разделяя и не понимая ее увлечений.

А слова Веры (предложения 28,34) показывают нам абсолютно иной образ: положительный, доброжелательный и понимающий. Лишь истинно хороший и великодушный человек способен встать на защиту интересов и прав других людей.

Таким образом мы видим, что М.Н. Кожина своим утверждением пыталась донести до нас, насколько важна речевая ткань художественного произведения для понимания замысла автора, и приведенные выше примеры доказывают правоту ее слов.

9.2

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:«И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…»

(184 слова) Порой мы идем на такие поступки, за которые потом становится стыдно, потому что мы меняем наше отношение к ним, взглянув на случившееся более трезвым взглядом. Это и называется взрослением. Именно о нем говорится в финале данного текста.

Даже взбалмошная Лисапета осознает, насколько дурно поступила, ведь все благие намерения Жеки (отправить Лизке письма) ни к чему не приведут, послания не дойдут до нее, так как она поменяла адрес. От насмешек и задиристости девочки после этого открытия не осталось и следа. Это заставило ее задуматься о том, что рядом с ней живет Жека – такой добродушный и отзывчивый мальчик. А что же она?

Вера также не одобряет поступок Лисапеты, ведь ей известно, для кого Жека столько старается и собирает все эти открытки. Он помогает плохо видящей Лизе хоть как-то соприкоснуться с тем, чего она не сможет разглядеть нигде больше. Вера терпеливо объясняет подруге данную ситуацию, учитывая особенности ее характера и спокойно на все реагируя.

Именно более зрелая приятельница оказывает на Лисапету положительное влияние, благодаря которому героиня постепенно взрослеет, и финальная фраза – знак того, что девочка перешагнула еще одну ступень на пути к осознанию ответственности за свои деяния.

9.3

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?».

(186 слов) Доброта – это искренние и бескорыстные чувства по отношению к окружающим людям, которые образуют хорошее отношение, основанное на понимании и отзывчивости. Она делает нас лучше, заставляя воспитывать в себе лучшие качества. Вера в добро дает надежду, без которой сложно представить нашу жизнь.

Персонаж данного текста Жека, совершая добрый поступок по отношению с плохо видящей Лизе, не хвастается и не кичится своим благородством, ведь он просто так собирает для нее открытки, чтобы порадовать ее и сделать немного счастливее. Это естественный и бескорыстный поступок, который формирует жизненную позицию мальчика: он всегда готов помочь людям, нуждающимся в этом.

Когда наши соседи потеряли собаку, все, кто жил в нашем доме, откликнулись и помогали в поисках, не переставая. Все переживали за бедное животное и видели, сколько боли и страданий приносит эта потеря любящим людям. Общими усилиями мы смогли добиться результата, пропавший питомец нашелся. Значит, стремление помочь и сострадание – обязательные компоненты доброты.

Таким образом, доброта – это сплетение из многих хороших качеств: отзывчивости, благородства, бескорыстия, искренности и умения помочь в трудную минуту. Делая добрые дела, мы помогаем не только другим, но и себе. Ведь доброта вызывает цветение души, все вокруг становится ярче и прекрасней.

Подготовка

Лучший способ подготовиться к ОГЭ по русскому языку – это делать демоверсии вариантов, похожих на те, что будут на экзамене. Это самый эффективный метод «натаскать» себя по всем заданиям, включая наиболее «вредные» пункты, которые скалят зубы, но не даются в руки. Особенно важно вытянуть за уши эссе, которое только притворяется легким, а на деле прикарманивает баллы. Зная его криминальные наклонности, мы часто размещаем сочинения на ОГЭ и аргументы для него в наших специальных рубриках, так что оставляйте Литрекона в закладках, не помешает уж точно. Если же вам срочно нужна помощь с конкретным сочинением или литературным примером, то пишите в комментариях под этой статьей, и мы его напишем в кратчайшие сроки.

Всего в варианте три части и 9 заданий.

  1. Первая часть – это изложение по предложенному тексту.
  2. Вторая часть – в нем задания, в которых вам нужно либо выбрать один правильный вариант ответа, либо написать его в виде слова или словосочетания.
  3. Третья часть – сочинение–рассуждение или изложение.

Подробные рекомендации по подготовке к ОГЭ 2020 вы найдете в разборе всех заданий.

Устный этап

Устная часть сама найдет вас по месту обучения, и, как мы отметили выше, вам нужно будет выполнить 4 задания:

  1. Прочитать вслух текст: выразительно, уверенно, четко. В нем примерно 200 слов, на подготовку у вас будет 2 минуты, и на декламацию столько же песка отсыпают. Важно использовать правильную интонацию и при чтении придерживаться правильного темпа. Этому можно легко обучиться дома перед зеркалом, повторяя парты из любимых песен.
  2. Пересказать текст, который вы прочли, и правильно использовать цитату, которую вам предложит экзаменатор. На подготовку 1 минута, на воспроизведение пластинки – 3. Чтобы укладывать в нормативы, хорошо бы заранее репетировать.
  3. Выдать монолог на одну выбранную вами тему. Описать картину по плану, потравить байки из личной жизни, или же развернуто ответить на заданный вопрос. Если язык не подвешен, лучше выбрать первый вариант. Подготовка – 1 м., ну а реализация стендапа должна занять 3 м.
  4. Диалог с экзекутором на выбранную тему без одной минуты на подготовку. Нужен развернутый ответ с пояснением своей точки зрения. План ответа таков: тезис (Я считаю, что…) и два доказательства (Потому что…), больше сложно успеть.

Письменный этап

Письменный ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей, всего 15 заданий. Два этапа состоят из тестов, и тут уж в ход должны пойти ваши знания, накопленные в пылу борьбы за положительные четвертные оценки. Если в ходе этой схватки вы не накопили ничего, то одной статьей делу не поможешь. Вам придется налечь на тесты, каждый день выполнять задания, и так в голове отложится хоть что-то, отдаленно напоминающее «багаж знаний». Многие преподаватели в сердцах говорят, что форматы егэ и огэ не выявляют степень реальных умений ученика, они фиксируют лишь уровень подготовки к конкретным видам задач. Так что это ваш шанс, если русским вы не блещете.

Рассмотрим детальнее задание №9. Там есть, чем поживиться, если вы оцениваете свой уровень владения языком положительно. Если приноровиться к шаблону, то можно без особых трудозатрат получить высокий балл.

План сочинения выглядит так (он же алгоритм написания, он же структура и композиция):

  1. Введение. Нужно обозначить проблему дружиной общих фраз, а также привести цитату из источника, пользующегося авторитетностью.
  2. Постановка проблемы. Нужно сформировать тезис, от которого можно оттолкнуться: задать вопрос, на который своими рассуждениями вы даете ответ. Также можно обозначить место, которое данная проблема занимает в умах общественности.
  3. Комментарии к проблеме и описание позиции автора. Стоит поразмышлять над тем, какие могут быть мнения на этот счет, почему этот вопрос так нуждается в решении, и что, собственно, об этом говорится в тексте, на который вы опираетесь. Также нужно сформулировать точку зрения писателя.
  4. Ваше личное мнение. Тут вы можете выразить солидарность или несогласие с позицией автора, но в любом случае нужно написать несколько примеров из личного опыта или литературы, которые подтверждали бы ваше мнение.
  5. Заключение. Тут достаточно повторить основную мысль вашего сочинения.

На самом деле, все виды сочинения-рассуждения имеют одну единую схему: вопрос-тезис–доказать-тезис – вывод. Поскольку минимальные объем работы – 70 слов, а норма – 90, то и реализация столь масштабного плана на деле выглядит скомкано и не так красиво. Так что не стремитесь досконально придерживаться заявленной структуре, главное – дать аргументированный и грамотный ответ на поставленный вопрос.

Список литературы

Для того чтобы облегчить себе жизнь, вам следует ознакомиться со списком рекомендованной литературы, который поможет вам при аргументации в последнем задании, то есть сочинении.

Произведения разделены на группы по примерным проблемам и темам сочинений.

Проблема исторической памяти:

  • А. Пушкин «Полтава»
  • М. Лермонтов «Бородино»
  • В. Быков «Волчья стая»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром»
  • Б. Васильев «В списках не значился»
  • Б. Екимов «Ночь исцеления»
  • В. Гаршин «Трус»
  • М. Гелприн «Свеча горела»
  • В. Солоухин «Черные доски»
  • В. Маяковский «Хорошо»

Проблема бездуховности:

  • Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
  • А. Чехов «Попрыгунья»
  • Р. Брэдбери «Вельд»
  • И. Бунин «Темные аллеи», «Степа»
  • В. Астафьев «Людочка»
  • А. Пушкин «Гробовщик»
  • Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
  • В. Распутин «Прощание с Матерой»
  • А. Солженицын «Матренин двор»

Проблемы взаимоотношения человека и природы:

  • В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • Е. Носов «Белый гусь»
  • В. Распутин «Прощание с Матерой»
  • И. Куприн «Анафема»
  • И. Тургенев «Му-му»
  • И. Курамшина «Эквивалент счастья»
  • Л. Андреев «Кусака»
  • Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • «Слово о полку Игореве»
  • Б. Екимов «Давай останемся здесь жить»

Проблема совести:

  • М. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
  • А. Островский, «Гроза», «Лес»
  • В. Быков «Сотников»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  • А. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Дубровский»
  • Л. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»

Проблема чистоты языка:

  • Д. Лихачев «О сквернословии», «Письма о добром и прекрасном», «О чистоте языка»
  • В. Короленко «Без языка»
  • И. Тургенев «Русский язык»
  • А. Грибоедов «Горе от ума»
  • М. Зощенко «Обезьяний язык»
  • Л. Толстой «Война и мир»
  • М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

Проблема истинного и ложного патриотизма:

  • Л. Толстой «Война и мир», «Батареи капитана Тушина»
  • В. Маяковский «Хорошо»
  • В. Быков «Сотников»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • В. Некрасов «Вася Конаков»
  • Н. Некрасов «Железная дорога»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • Н. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Б. Васильев «Летят мои кони»
  • А. Пушкин «Капитанская дочка», «Полтава»

Клише и шаблоны

Мы рассмотрим клише и шаблоны для каждого абзаца сочинение которые помогут вам при подготовке к заданию номер 9. Это довольно полезная вещь, так как зачастую самым сложным является просто начать предложение (комплекс «белого листа»), ну а потом уже все «как по маслу».

Данные клише и шаблоны будут лучшими помощниками при написании сочинения, поэтому мы представим несколько вариантов для каждого абзаца. Хорошо бы их подучить, чтобы орудовать этим арсеналом на автомате.

Введение:

  1. «Не для кого не секрет что…»

  2. «Множество написано книг и немало снято фильмов на эту тему…»

  3. «Я думаю, что эта тема волнует каждого из нас, поэтому…»

  4. «О важности … известно каждому»

  5. «Проблема … встает перед человеком неоднократно»

  6. «Этот вопрос зачастую встает перед всеми поколениями»

  7. «О … говорит в своих произведениях…»

  8. «Проблему которую ставит автор касается…»

  9. «Сложно переоценить то, насколько важна данная тема…»

  10. «Одним из самых волнующих вопросов человечества был вопрос, касающийся…»

Постановка проблемы:

  1. «В данном тексте автор поднимает очень важную проблему…»

  2. «Этот текст посвящен теме…»

  3. «В представленном для анализа тексте (имя автора) поднимаются следующие проблемы…»

  4. «Автор хотел показать нам проблему…»

  5. «Проблема которую ставит автор заключается в том…»

  6. «Данный текст (имя автора) заставляет задуматься над проблемой…»

  7. «Проблема … волнует каждого современного человека. В том числе над ней задумался и (имя автора)»

  8. «Что есть…? В чем смысл…? Какое место занимает в жизни человека…? Эту важную проблему и поднимает (имя автора)»

  9. «Поставленная проблема (имя автора) – это…»

  10. «Предложенный текст посвящен проблеме (теме)…»

Комментарий к проблеме и позиция автора:

  1. «Данный вопрос о … не может оставить равнодушным…»

  2. «Вопрос о … касается в большей или меньшей степени практически каждого…»

  3. «Обозначенная проблема довольна актуальны в наши дни, так как…»

  4. «Автор рассуждает надо вопросом с особым интересом, о чем он пишет в… (ссылка на текст)»

  5. «Рассуждая над проблемой (имя автора) обращается (ссылается)…

  6. «По мнению автора…»

  7. «Точка зрения автора заключается в…»

  8. «Позиция автора такова: …»

  9. «Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…»

  10. «Автор пытается убедить читателей в том, что…»

Ваше личное мнение:

  1. «Я согласен (не согласен) с позицией автора в том, что…»

  2. «Я придерживаюсь (не придерживаюсь) мнения автора в данной проблеме, так как…»

  3. «Сложно согласиться (не согласиться) с мнением автора…»

  4. «Я разделяю позицию автора в том, что…»

  5. «Мне близко мнение автора тем, что…»

Заключение:

  1. «После прочтения данного текста, понимаешь, что…»

  2. «Данный текст заставляет задуматься о…»

  3. «Автор стремится…. И этот порыв показывает всю важность и глубину…»

  4. «Прочитав текст, становится ясно, что цель автора…»

  5. «Прочитав текст понимаешь, что автор хотел убедить читателя в том, что…»

Критерии оценки

В ОГЭ по русскому языку, помимо того, что каждое задание оценивается определенными баллами, также есть критерии оценивания изложения и сочинения.

Важно, что сочинения представлены в трех видах, следовательно, и критерии оценивания для каждого из них отличаются.

Таблица баллов по заданиям:

таблица баллов ОГЭ по русскому языку

Баллы и оценки за ОГЭ

оценка и баллы на ОГЭ по русскому языку

Критерии оценивания изложения:

Изложение оценивается по трем критериям (ИК)

критерий оценивания изложения 1 ОГЭ по русскому языку

критерий оценивания изложения 2, ОГЭ по русскому языку

критерий оценивания изложения 3, ОГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сочинения 9.1:

критерии оценивания сочинения 15.1

Критерии оценивания сочинения 9.2:

критерии оценивания сочинения 15.2

Критерии оценивания сочинения 9.3:

критерии оценивания сочинения 15.3

Результаты и апелляция

Самым простым способом узнать свои результаты ОГЭ является визит в школу. Вы приходите туда и непосредственно узнаете свой балл у преподавателя, когда он за бокальчиком шампанского (детского) будет громогласно воздавать вам хвалу. Далее вы будете должны расписаться за то, что ознакомились с результатами экзамена.

В среднем проверка работ занимает 10 рабочих дней. Но иногда это может занять больше времени: пока лошадь бланки довезет, пока Акакий Акакиевич их проверит, словом, все может быть.

Если у вас есть сомнения по поводу оценивания своей работы или же по соблюдению требований процедуры проведения ОГЭ – вы можете подать апелляцию. Для разрешения подобных проблем есть специально созданная конфликтная комиссия (КК), которая уполномочена разрешать подобные спорные ситуации.

Вы вправе письменно заявить о несогласии, если:

  1. был нарушен порядок проведения ОГЭ;
  2. вы не согласны с поставленными баллами.

По первому пункту нужно жаловать сразу, не отходя от кассы, прямо в день проведения экзамена. Нужно переговорить с главным членом экзамеционной комиссии.

По второму пункту апелляцию необходимо падать в течении двух рабочих дней после объявления результатов, и здесь может быть два исхода событий:

  1. отклоняют
  2. удовлетворяют

В случае, если апелляцию удовлетворили, сдавать придется еще раз, так что если не уверены в себе, не рискуйте: лучше троечка в руках, чем пятерка в небе. Если вашу апелляцию отклонили, то выставленные прежде баллы сохраняются.

Многомудрый Литрекон надеется, что помог Вам, а если что-то важное осталось между строк, то напишите об этом в комментариях, добавим в строки.

Автор: Анна Липартия

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *