Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин)

Поэтическое наследие А. С. Пушкина охватывает самые разные темы, но особое место в нем занимают размышления поэта о назначении искусства, о роли творца и его способности влиять на общество. Одним из ключевых текстов в раскрытии этой темы становится стихотворение «Поэт и толпа», которое сталкивает два разных взгляда на смысл искусства: народа и самого творца. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения по плану, который поможет разобраться в тематике и проблематике текста.

История создания

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано Пушкиным в 1828 году и первоначально имело название «Чернь». Позднее, при подготовке текста ко второму изданию в 1836 году, поэт дал ему новое название, под которым он и дошел до наших дней.

Конец 20-х годов XIX века был для Пушкина тяжелым периодом. Он побывал в продолжительной ссылке, тяжело переживал последствия восстания декабристов, его произведения подвергались жесткой цензуре. Конфликт с непонимающим поэта обществом и желание свободно выражать свои мысли стали основными темами стихотворения «Поэт и толпа». Под толпой он подразумевал не столько читателей, сколько общественное мнение, управляемое цензурными запретами. В то время Пушкину было тяжело выражать свои мысли: он чувствовал себя непонятым и отвергнутым соотечественниками.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Поэт и толпа» Пушкина – лирическое стихотворение философского содержания. В тексте поэт рассуждает о роли и назначении искусства, сталкивает две противоположные точки зрения. В то же время форма диалога с четким разделением действующих лиц позволяет некоторым исследователям называть текст «драматизированным стихотворением».

В центре читательского внимания оказывается свойственный романтической традиции непримиримый конфликт творца и непонимающей его публики. Взятый Пушкиным из репертуара Вергилия эпиграф «Прочь, непосвященные» подчеркивает неспособность черни понять настоящее назначение искусства, почувствовать на себе его силу.

Стихотворение «Поэт и толпа» написано четырехстопным ямбом, поэт использует сложную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм.

Композиция

Пушкин создает свое стихотворение «Поэт и толпа» в форме диалога, что позволяет ему выразить взгляды на поэзию толпы и самого поэта, столкнуть эти взгляды и показать лежащую между ними пропасть.

  1. Первая часть лирического текста представляет собой экспозицию, разворачивает перед читателем картину действия: с одной стороны – поющий поэт, с другой – народ, который «ему бессмысленно внимал».
  2. Толпа не отрицает силы искусства, которое «сердца волнует, мучит», но негодует, так как не может понять смысла этих чарующих песен.
  3. В своем ответе черни поэт полон возмущения. Он четко отделяет себя от «бессмысленного народа», ведь этот народ красоте «Бельведерского кумира» предпочитает печной горшок, обладающий практической пользой.
  4. В следующем обращении к поэту толпа готова признать его превосходство, называя «божественным посланником», но при этом хочет получить пользу от его дара. Чернь признает свои пороки и ждет от «избранника небес» уроков, помощи в исправлении.
  5. В завершающем стихотворении, гневном ответе поэта, четко говорится о невозможности такого исправления для людей, погрязших в разврате, глупости и злобе. «Не оживит вас лиры глас» — эти слова лирического героя звучат как приговор обществу. Убирать «сор» с улиц — не дело поэта: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Образы и символы

Два центральных образа стихотворения «Поэт и толпа» – это творец и противопоставленная ему толпа.

Образ поэта последовательно раскрывается в тексте сначала с помощью оценки слушающей его толпы, затем – в прямой речи самого служителя муз. Чернь, привыкшая во всем искать практическую ценность, настроена против поэта, но даже она не может отрицать, что его песни волнуют сердца. Сравнивая поэта со «своенравным чародеем», толпа признает за ним непонятную власть над душами и просит направить эту власть им во благо. Сам же поэт выступает против такого взгляда на искусство: «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья».

Характеристика толпы дается, прежде всего, через многочисленные определения, которые звучат в ее собственных речах или гневных речах поэта: «бессмысленный народ», «червь земли». Важным символом приземленности мыслей черни становится «печной горшок», который для толпы оказывается важнее всех духовных стремлений.

Темы, проблемы и настроение

Основные темы стихотворения «Поэт и толпа» – роль поэта и поэзии, назначение искусства. Согласно многовековой традиции европейской литературы, поэт предстает одиноким героем, наделенным особой властью над словом, но при этом одиноким и непонятым.

Под толпой Пушкин подразумевает высшие слои общества, но они оказываются настолько погрязшими в пороке и бытовых заботах, что не могут и не хотят увидеть красоту настоящего искусства. Инстинктивно толпа чувствует, что песня поэта дышит свободой, но она пугается своей реакции, желает подчинить искусство себе, сделать орудием собственных интересов. Поэт категорически не согласен с таким призывом, он не готов исправлять своими текстами, предпочитая оставить искусство высоким и чистым.

Проблематика стихотворения «Поэт и толпа» заложена уже в названии. В стихотворении Пушкин рассуждает о влиянии, которое способна оказывать поэзия на читателей и слушателей. Отрицать это влияние бессмысленно, однако поэт приходит к печальному выводу о неспособности исправить порочность и невежество общества, которое его окружает. Это общество привыкло к совсем другим орудиям исправления: «Для вашей глупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры». Именно поэтому, по мнению поэта, толпа не способна правильно воспринять его песни, услышать заключенную в них свободу и самостоятельно извлечь из нее уроки.

Основная идея

Главная мысль «Поэта и толпы» — это непримиримость двух различных позиций. Поэт свободен и не готов петь по чьей-либо указке. Толпа же готова боготворить его и внимать его песням, только если он согласится сделать свой дар орудием или горшком. Желание черни стать лучше и избавиться от своих пороков может показаться благородным, но поэт видит истинную картину: народ привык искать во всем практическую пользу, того же желает от искусства, но при этом не готов к самостоятельным действиям, к кропотливой работе над собой.

Позиция поэта ясно сформулирована им самим: служители муз «рождены для вдохновенья». Лирический герой выступает против заказного искусства, провозглашая ценность чистой поэзии. Поэзия может влиять на людей, но только не тогда, когда создается по заказу. Таков смысл стихотворения «Поэт и толпа».

Средства выразительности

Образы поэта и толпы в лирическом тексте Пушкина, в первую очередь, создаются с помощью большого количество ярких эпитетов. Толпа говорит сама про себя: «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», поэт же называет внимающий ему народ «бессмысленным», а его ропот — «дерзким». Дополняют образ толпы сравнения и метафоры. Называя чернь «безумными рабами», автор указывает не на физическое, а на духовное рабство общества.

  • Максимально обострить конфликт между поэтом и толпой, показать непримиримость их позиций помогает обращенная поэтом к черни антитеза: «Ты червь земли, не сын небес». Толпа становится олицетворением земного, низкого начала, тогда как поэт предстает небесным посланником.
  • Наиболее ясно выразить свою позицию поэту помогает развернутое сравнение духовного «сора» общества с сором на улицах больших городов. Так же, как жрец не бросит свое служение ради чистоты улиц, творец отказывается «вычищать» души взывающей к нему толпы. Он следует лишь своему вдохновению, служит своему искусству, поэтому ощущает в себе силу не идти на договор с обществом, но смело петь о свободе.

В стихотворении «Поэт и толпа» А. С. Пушкин попытался сформулировать важные для него на тот период проблемы. Он рассуждает о порочности и невежестве общества, с гневом заявляет о неспособности его изменения, провозглашает свободу как высшую ценность искусства. Эту идею подчеркивают безупречно подобранные тропы.

Автор: Юлия Филипская

Читайте также:

комментария 2

  1. Макарем:

    замечательно то, что вы на вашем сайте пишите про произведение великого русского поэта. Я 52 года назад не был в состоянии читать Пушкина, сегодня я являюсь одним из переводчиков Пушкина. Храни Вас господь. Исмаил Макарем — Сириец

    • Самый Зелёный:

      Спасибо, нам очень приятно) Желаем Вам приятного изучения творчества Пушкина и других русских поэтов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *