Анализ стихотворения «Листопад» (И.А. Бунин)

Многих писателей и поэтов завораживала красота природы. О ней пишут, ее изучают, ею восхищаются, но самая главная задача любого творческого человека – поделиться своим видением с другими людьми. Художники смешивают краски, а поэты сплетают слова, но цель у них одна: передать эмоции, особенности и детали прелестного и разностороннего окружающего мира. Многомудрый Литрекон изучил стихотворение Ивана Бунина «Листопад» и сделал его подробный анализ по плану. Он поможет лучше понять произведение, его историю и художественные особенности.

История создания

Стихотворение «Листопад» Иван Бунин написал в августе 1900 года, а уже через два месяца его опубликовали в петербургском журнале «Жизнь». Произведение посвящалось М. Горькому и носило подзаголовок «Осенняя поэма». Именно оно положило начало созданию одноименного сборника поэзии, который вышел в 1901 году и был удостоен Пушкинской премии.

Надо сказать, что позже посвящение было убрано, потому что дружба писателей прекратилась. Они познакомились в 1899 году в Ялте, между ними завязалась переписка. Горький искренне хвалил стихи нового знакомого, помогал издавать его первые книги. Бунин из года в год приезжал погостить к нему вместе с женой в Италию на Капри. К сожалению, из-за «идейных разногласий», связанных с революцией 1917 года, друзья поссорились и больше не общались. Бунин по праву дворянского происхождения отстаивал монархию, в то время как Горький был беден от рождения и поддержал пролетарскую революцию.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.

Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

  1. Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
  2. Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
  3. Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
  4. Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
  5. Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
  6. Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.

Образы и символы

Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.

Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».

Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Листопад» изложена Многомудрым Литреконом кратко, но если Вам нужны более подробные разъяснения, напишите ему в комментариях, и он дополнит раздел.

  1. Основная тема — природа. Автор описывает цикл ее жизни в осеннюю пору, отмечая все преобразования этого времени года. Каждой фазе посвящается своя строфа, и пейзаж становится динамичным. Все изменения прослеживаются на примере леса, состояние которого меняет время.
  2. Созвучна природе и тема родины. Поэт не просто описывает универсальную осень, характерную для многих стран. Он изобразил именно русское время года, ведь в каждой строфе употребляются даже конкретные названия мест и явлений («Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана»), указывающих на русский колорит, нежно любимый автором.
  3. Автор не обошел стороной и тему дороги. Все на Земле преходящее и уходящее, ничто не вечно, поэтому и Осень отправляется в дальний путь — на юг. Но на ее место придет зима, и займет одинокий терем, оставленный открытым прежней владелицей.
  4. Настроение стихотворения «Листопад» определяется степенными и медлительными интонациями, с которыми хочется его прочесть. Оно наполнено светлой грустью: природа увядает, но ее ждет новая жизнь в зиме, где каждая ее часть найдет новое воплощение и новую роль. Несмотря на прощание с осенью, автор не унывает и готовится к встрече с зимой.
  5. Стихотворение «Листопад» лишено проблематики, ведь оно лишь повествует о цикличности природы и не затрагивает злободневных вопросов о ее состоянии.

Основная идея

Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.

Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина «Листопад» пестрит средствами выразительности. Тропы создают замечательные пейзажи, которые знакомы каждому жителю России:

  • Одно из самых частых – сравнение: «Лес, точно терем», «мотылек… точно белый лепесток».
  • Основной персонаж – Осень, создается при помощи олицетворения.
  • Строки украшает множество эпитетов: «янтарный отблеск», «немой покой», «помертвелая чаща».
  • Не скупится автор и на риторические восклицания: «Последние мгновенья счастья!», «О, мертвый сон осенней ночи!».
  • Нельзя забыть о метафорах, которые преображают повествование: «терем расписной», «Березы желтою резьбой».
  • Первое двустишье стихотворения используется вновь во второй строфе, создавая лексический повтор.
  • Для создания пафоса писатель пользуется анафорой.
  • Удивительно плавно в «Листопад» вписываются архаизмы: «Стожар», «шугае», «злата».

Автор: Александра Литвина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *